Горная промышленность. Внутренняя природа сложной адаптации угольных шахт к рыночным условиям

Угольная промышленность является базовой, так как служит поставщиком важнейшего для Украины собственного энергоносителя. Из этого вытекает ее место в экономике государства: она представляет базу для энергетики и металлургии, которые в той или иной форме оказывают существенное влияние на все виды деятельности. Это обстоятельство само по себе предопределяет значение отрасли. Кроме этих факторов, которые условно можно назвать внешними, так как они формируются вне пределов отрасли, существуют и являются весьма важными факторы внутренние, вытекающие из самой сущности отрасли. Из их числа в первую очередь, наверное, следует назвать фундаментальное свойство минерального сырья, в том числе и угля, а именно – его невоспроизводимость.

Из этого непосредственно возникает кардинальное отличие угледобывающей отрасли от обрабатывающих – передвижение рабочих мест в пространстве, что имеет далеко идущие последствия. Извлеченные из недр запасы полезного ископаемого не могут быть воспроизведены и для того, чтобы продолжать выемку полезного ископаемого, необходимо передвинуться, включая и передвижение технических средств. В отличие от этого в обрабатывающих отраслях промышленности происходит перемещение предмета труда, а рабочее место сохраняется неизменным, если только мы сами не захотим по тем или иным причинам изменить его положение. В этом случае перемещение рабочего места в пространстве является управляемым, в то время как при добыче минерального сырья это перемещение объективно предопределено и мы вынуждены к этому приспосабливаться.

Ввиду того, что любое отрабатываемое шахтное поле ограничено, через какое-то время будут достигнуты его границы, и тогда необходимо переходить на другие, как правило, более глубокие участки. Таким образом, постепенно и – что важно подчеркнуть – объективно происходит усложнение планировки подземного хозяйства, такое же положение, но с учетом их особенностей, имеет место и при добыче открытым способом.

Поддержание мощности (соответственно добычи) на угольных шахтах сводится к воспроизводству линии очистных забоев, то есть подготовки рабочих мест. По мере работы шахты (ее возраста) и усложнения ее подземного хозяйства эта подготовка требует возрастающих средств и отсюда появляется тенденция к возрастанию капиталоемкости простого воспроизводства. Таким образом, невоспроизводимость полезного ископаемого приводит к росту капиталоемкости воспроизводства (при прочих равных условиях, то есть независимо от изменения цен, процессов инфляции и др. факторов).

Вторая особенность угольной промышленности – ее высокая инерционность, как следствие особенностей структуры основных фондов, а именно -высокого удельного веса пассивных основных фондов в виде горных выработок. Это относится в равной степени, как к отдельному предприятию, так и к отрасли в целом. При этом последствия решений, принимаемых в настоящее время, могут оказать свое влияние в отдаленном будущем, когда устранение возникающих ограничений будет весьма затруднительно. Такое положение объективно создает тенденции к возрастанию капиталоемкости воспроизводства в угольной промышленности.

Существует группа шахт, дальнейшая работа которых, особенно, если рассматривать длительные отрезки времени, нецелесообразна по ряду факторов, и в то же время имеются шахты, относительно которых такая проблема не возникает, но подобные рассуждения, будучи правильными, полностью находятся в области субъективных суждений и не могут служить основанием для выбора направлений инвестиций. Характерный пример -шахты Центрального района Донбасса с практически 100-летней историей эксплуатации, имеющие глубину 1000 м и более, где добываются весьма высокого качества коксующиеся угли. Но инвестиционная привлекательность этих шахт достаточно низкая, и без пересмотра политики финансирования поддержания мощности все предприятия в этом регионе будут закрыты Необходима количественная характеристика, которая придала подобным альтернативам объективный и по возможности однозначный ответ. Задача настолько же сложна, насколько и важна, так как ясно, что неправильное направление инвестиций повлечет за собой неэффективное использование на протяжении весьма длительного времени.

Рассматривая эту проблему, необходимо, прежде всего, отметить ее действительную сложность и противоречивость, и поэтому попытка охарактеризовать шахту одним показателем с необходимой полнотой заранее должна быть признана мало реальной. Шахта представляет очень сложную систему, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К первым можно отнести природные (горно-геологические) условия, уровень технической оснащенности, организацию производства. Сочетания этих факторов весьма разнообразны, что объективно затрудняет использование некоего универсального единственного коэффициента для характеристики шахты. Из числа внешних факторов можно отметить общее состояние экономики государства, в том числе – топливно-энергетического комплекса. Сочетание этих условий на данном отрезке времени определяет значение и ценность шахты относительно других в пределах отрасли с использованием, например, понятия энтропии.

Рассматривая явление энтропии в экономических системах, необходимо учитывать то, что энтропия, как мера беспорядка, здесь выступает как показатель незнания деталей внутреннего строения изучаемой системы. Следовательно, для того, чтобы научиться воздействовать на энтропию какой-либо системы, необходимо, прежде всего, изучить ее (системы) элементы и их влияние друг на друга. Чем больше порядка в системе, тем ниже ее энтропия, тем выше негэнтропия. Деградация качества означает увеличение беспорядка в расположении составных элементов системы, поэтому все пущенные «на самотек» процессы протекают так, что беспорядок увеличивается.

При рассмотрении любой социальной или экономической системы, прежде всего, изучаются отношения и взаимодействия между ее участниками. Любое взаимодействие между людьми предполагает наличие власти. Именно властные отношения, интересно рассмотренные в работе, в значительной мере формируют поведение субъектов и объектов управленческой деятельности, включая контроль либо влияние со стороны одних и подчинение со стороны других. Совокупность властных отношений между субъектом и объектом управления создает систему власти, включающую ограничения, в рамках которых возможно осуществление выбора модели поведения участниками экономического процесса. Эффективность самой власти в немалой степени зависит от ее распределения между различными источниками власти. Чем больше сбалансирована система экономической власти, тем меньше неопределенности заключается в отдельных ее элементах, тем выше ее упорядоченность.

Разрушение жесткой централизованной системы государственного управления предприятиями, которая была характерна для административно-командной экономики, создало начиная с 90-х годов условия, когда основная доля власти оказалась сосредоточенной в руках директората этих предприятий. Руководители получили практически монопольное право контроля над движением экономических ресурсов, выбора партнеров и определения целей и задач работы предприятия, а также методов их реализации. В результате, формально все еще государственные предприятия фактически оказались в собственности высшего управленческого персонала.

Несовершенство законодательной базы и отсутствие эффективных институтов высшего контроля над деятельностью субъектов экономической деятельности привело к тому, что доминирующим стало стремление высшего менеджмента максимизировать собственные доходы. Но достичь этого предполагалось не за счет более эффективной работы предприятия, а за счет контроля над его товарными и финансовыми потоками. За счет использования подобной системы экономических отношений основной целью руководства шахты является подчинение вверенных ему активов посредническим структурам, которые контролируют его финансовые и товарные потоки, с целью максимизации прибыли. Подобные структуры названы «господствующими фирмами», а доходы от их деятельности становятся основными для высшего менеджмента угледобывающих предприятий. При этом последний создает оптимальные условия для развития господствующей фирмы (путем занижения продажных цен на свою продукцию и приобретения материалов и оборудования для шахты по заведомо завышенным ценам).

Вследствие всего вышесказанного, создается избыток частной власти (руководства предприятия, собственника фирмы) над движением экономических ресурсов, что создает условия получения таких индивидуальных доходов, размеры и формы которых выходят за рамки экономической эффективности и целесообразности. Это проявляется в возможности переложить издержки производства на общество в целом. Возникают возможности получения доходов, превышающих предельный вклад данного участника в общественный процесс производства. Более того, становится возможным извлекать индивидуальные доходы даже при убыточной работе. Указанные формы доходов справедливо названы в работе рентными. Стремление к получению рентных доходов сводит на нет главные принципы менеджмента, которые заключаются в оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Ресурсы предприятия не только ограничены, но и выступают в качестве источников негэнтропии, представляя собой энергию высокого качества.

Каждая неравновесная открытая упорядоченная система генерирует рост энтропии как внутри себя самой, так и в окружающей среде. Но энтропию внутри себя система может регулировать и даже уменьшать за счет извлечения извне высококачественной энергии (негэнтропии). Но, используя высококачественную энергию, мы уменьшаем негэнтропию и, соответственно, увеличиваем энтропию. Для возникновения и существования упорядоченной открытой системы необходимы два условия: во-первых, должны иметься источники, снабжающие систему энергией (ресурсами), и, во-вторых, должна иметься возможность избавления от отходов, характеризующихся низкой негэнтропией.

Поскольку шахта и господствующая фирма представляют собой открытые, упорядоченные и неравновесные системы, то энтропия внутри данных систем постоянно увеличивается. Используя высококачественную энергию (ресурсы шахты) господствующая фирма преобразует её в энергию низшего порядка и регулирует собственную энтропию. В то же время энтропия шахты увеличивается. В перспективе увеличение энтропии шахты приведёт к увеличению энтропии внутри господствующей фирмы, так как придёт в упадок внешний источник пополнения её ресурсами (высококачественной энергией), что, в свою очередь, может привести к утрате фирмой своего положения на рынке.

Таким образом, при решении задач инвестирования воспроизводства добычи угля на Украине важно перейти к решению более общей проблемы, состоящей в построении функциональной модели причинно-следственных связей между факторами производства и воспроизводством продукции на уровне экономики данного предприятия и предприятий-смежников. При условии объединения их усилий с ориентацией на конечный результат, а не рентных интересов станет реальной возможность трансформации угольных шахт к рыночным условиям.

В настоящее время еще не создана система саморегуляции экономического развития предприятий, и поэтому при переходе на свободный рынок неизбежны существенные потери экономического потенциала, что и произошло на угольных шахтах. Поэтому проблема моделирования воспроизводства оказывается весьма актуальной как для научного осмысления происходящих процессов переходного периода, так и для практики государственного регулирования украинской экономики.