Машиностроение. Современное состояние отрасли

Устойчивость развития всех отраслей промышленности и экономики в целом в большой степени зависит от уровня развития машиностроения. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей и выполняя функции главного проводника достижений научно-технического прогресса, именно эта отрасль обеспечивает все производство необходимыми машинами и оборудованием. Кроме того, машиностроение влияет на важнейшие показатели ВВП, такие как материалоемкость и энергоемкость, напрямую связано с обороноспособностью государства и уровнем экологической безопасности производства.

В структуре промышленного производства нашей страны удельный вес машиностроения составляет около 20%. Между тем, в экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Пороговым с точки зрения экономической безопасности считается уровень машиностроения в ВВП – 30%. Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8- 10 лет.

Доля машиностроения в ВВП менялась следующим образом: в 2000 г. она составила 13,3%, в 2005 г. – 8,2%, в 2010 г. – 7,8% , в 2014 г. – 8,0%. ВВП. К сожалению, следует отметить, что на сегодняшний день отечественное машиностроение сильно уступает по уровню развития большинству развитых и даже развивающихся стран. Ситуацию в отрасли не спасают успешные внедрения новых технологий и заимствование опыта зарубежных стран. Темпы инновационного развития недостаточны для конкурентной борьбы с европейскими, азиатскими и американскими машиностроительными компаниями. Современная макроэкономическая и политическая ситуация России также отрицательно влияет на машиностроительный сектор.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) делит отрасль на три сегмента:

  1. Производство машин и оборудования.
  2. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
  3. Производство транспортных средств и оборудования.

Подобная классификация используется Госкомстатом для ведения статистики отрасли.

Основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность предприятий машиностроения, является недостаток собственных финансовых средств, а для большинства предприятий именно они выступают основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал. В условиях дефицитного бюджета трудно надеяться на государственную помощь в этом вопросе. В текущей международной политической ситуации маловероятны и инвестиции из-за рубежа. Однако хотелось бы отметить, что есть и другие пути повышения эффективности деятельности отечественных предприятий. Что особенно важно, их реализация не требует существенных финансовых вложений. Практически на любом производстве существуют значительные внутренние резервы повышения эффективности деятельности на основе снижения потерь материалов и сырья, потерь, возникающих из-за несовершенства процесса организации производства и пр. Это означает, что и в машиностроении в целом существуют такие резервы.

Нужно признать, что уже существуют широко известные зарубежные и отечественные системы и методики, направленные на снижение потерь на предприятии. Анализ лучших из них – Lean Production, JustInTime, 6 Sigm, 5 S – показал, что, несомненно, у них есть свои достоинства, позволяющие действительно значительно снизить многие потери на предприятиях. Тем не менее, остановимся на проблемах, которые часто затрудняют реальное внедрение этих методик на российских предприятиях. В обобщенном виде их можно представить следующим образом:

  • требуется наличие безотказного механизма, обеспечивающего согласованность всех поставок во времени и в пространстве;
  • поставляемые компоненты производства должны быть бездефектными, иначе вся система моментально разрушается;
  • большая зависимость результата применения методик от квалификации руководства и персонала;
  • слабо проработаны вопросы обучения и вовлечения персонала;
  • упускаются такие возможности для улучшения производственного процесса, как сокращение непроизводительной деятельности;
  • не затрагиваются проблемы конкретных бизнес-процессов на предприятии.

Источник:

Одинцов Д.В. Машиностроительный комплекс России. Проблемы и подходы к их решению // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 69-73.