Государственно-монополистический капитал

Государственно-монополистический капитал – сочетание и сращивание государственного капитала с монополистическим, в процессе которого на монополистической ступени высшей стадии капитализма происходит их диалектическое взаимодействие (взаимообусловленность, взаимопроникновение, противопоставление) и формируется и развивается качественно новая форма капитала в интересах, прежде всего, государственно-финансовой олигархии.

Причины возникновения и развития государственно-монополистического капитала:

  • процесс перерастания производительными силами границ монополистической (в т.ч. коллективной монополистической – олигополистической) собственности,
  • переход противоречий между этими сторонами общественного способа производства в конфликт,
  • действие законов концентрации и монополизации производства,
  • огосударствление экономики и др.

Становление государственно-монополистического капитализма началось в развитых странах мира еще до Первой мировой войны, завершилось в начале 50-х гг. XX в. Его персонификаторами являются высшие чиновники государственного аппарата и высшие менеджеры государственных предприятий, учреждений и организаций, с одной стороны, и представители финансовой олигархии – с другой.

Государственно-монополистический капитал – важнейшая подсистема социально-экономической формы развития государственно-корпоративного капитализма (ГКК). Другими подчиненными подсистемами ГКК является индивидуальная и акционерная капиталистическая собственность немонополистического типа. Эти подчиненные государственно-монополистическому капиталу формы собственности (а следовательно, и формы капитала) формируют вместе с важнейшей подсистемой (государственно-монополистического капитала) социально-экономическую форму развития могучей силы капитализма, с которой сочетается и сращивается могучая сила (прежде всего, экономическая) государства.

Государственно-монополистический капитал открывает широкий простор для развития всей системы производительных сил, в т.ч. каждого из ее элементов (человека, средств и предметов труда, науки, используемых людьми сил природы, форм и методов организации производства, а с середины 70-х гг. XX в. – и информации). Государственно-монополистический капитал развивается и функционирует во всех сферах общественного воспроизводства (непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении), в результате чего он превращается в доминирующую подсистему производственных отношений капитализма на высшей стадии его эволюции. Государственно-монополистический капитал развивается, прежде всего, в интересах государственно-финансовой олигархии, поэтому способствует более полному удовлетворению потребностей основной производительной силы – человека (при капитализме – наемных работников) лишь косвенно, в той мере, в какой это нужно для реализации основной цели господствующего класса.

Более широкие возможности в развитии основной производительной силы воплощаются в значительных затратах государства на образование (в развитых странах мира в высших учебных заведениях обучаются до 80% выпускников средней школы), в росте доли мужчин в возрасте 25 и более лет с высшим образованием с 10% в 1960 г. до 26% в 1995 г., а женщин – в соответствии с 6% до 20%, в увеличении расходов государства и крупных компаний на повышение квалификации рабочей силы, улучшение здоровья работников, охрану окружающей среды и т.д. В то же время об опосредованном интересе государственно-монополистического капитала к развитию основной производительной силы свидетельствует то, что 20% взрослого населения (почти 23 млн.) США функционально неграмотны, а свыше 45% находятся на грани неграмотности, что 25% подростков отсеиваются из старших классов (в Японии – 2%). Среди семи самых могущественных стран мира в США самая высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни, более 35 млн. американцев не имеют медицинского страхования в какой-либо форме.

Спорным является влияние государственно-монополистического капитала на другие элементы производительных сил. Так, после Второй мировой войны США тратили на развитие науки, в т.ч. НИОКР, наибольшую долю государственного бюджета (в процентах к ВВП) и были единоличным лидером научно-технического прогресса. В 1965 г. эта доля составляла в США 2,9%, во Франции – 2%, в ФРГ - 1,7%, в Японии - 1,7%. В последующий период расходы этих стран на развитие науки практически выровнялись, а без учета военных НИОКР даже возросли. Доля расходов на НИОКР во второй половине 90-х гг. составляла в США 2,7% ВВП (а без соответствующих ассигнований на военные научные цели – 2,0%), в Японии – соответственно 2,8 и 2,7%, в ФРГ – 2,6% и 2,4%, во Франции – 2,4% и 1,9%. Поэтому, занимая передовые позиции в развитии аэрокосмической техники, ядерной энергетики, биотехнологий, телекоммуникаций, разработке новейших суперкомпьютеров, США отстают в развитии инфраструктуры, автомобильной и сталелитейной промышленности, производства цветных телевизоров (в 1970 г. компании США производили 90% цветных телевизоров, продаваемых на внутреннем рынке, а в начале 90-х гг. – лишь 10%), механических станков, бытовой электроники и других отраслей.

Количественно процесс объединения и сращивания государственного и монополистического капитала в развитии науки проявляется в том, что из более 170 млрд. долл., потраченных в США на развитие науки в 1995 г., 36% профинансировало непосредственно государство, корпорации – почти 60%, учебные заведения примерно 5%. В то же время подавляющая часть научных исследований и разработок (более 80%) было выполнена в негосударственных научно-исследовательских центрах. Кроме того, получаемые в государственных центрах патенты и лицензии, как правило, бесплатно передаются, прежде всего, крупным компаниям. Другими элементами материально-вещественного содержания, формирования и развития государственно-монополистического капитала в сфере непосредственного производства является процесс строительства смешанных предприятий акционерного типа, государственное инвестирование новейших науко- и капиталоемких отраслей промышленности, отсталых регионов, производства ядерной энергии и т.д. Теоретическое выражение этих процессов – наполнение экономических понятий и категорий, которые выражали развитие производительных сил индивидуального и монополистического капитала, государственно-монополистическим содержанием. К таким категориям относятся постоянный и переменный капитал, рабочее время, необходимый и дополнительный продукт, процесс труда и др. С учетом этого целесообразно употреблять категории государственно-монополистический постоянный капитал, государственно-монополистический переменный капитал, государственно-монополистический товар и др. В то же время для адекватного теоретического выражения государственно-монополистического капитала в сфере непосредственного производства необходимо вводить в научный оборот принципиально новые категории: государственно-монополистическое регулирование экономики, государственно-монополистическая планомерность, государственно-монополистическая олигархия и др.

Новыми экономическими законами, отражающих самую глубинную сущность этих процессов, является закон сращивания монополистического и государственного капиталов, закон отрицания государственным капиталом монополистического капитала. В рамках государственно-монополистического капитала развитие государственного и монополистического капитала, несмотря на их сращивание, осуществляется относительно самостоятельно. Это обусловлено действием законов монополизации и огосударствления экономики, диалектическим характером взаимодействия двух форм капитала в процессе их сращивания, усилением роли общенациональных интересов в эволюции экономической системы, организованностью лиц наемного труда и другими факторами. Даже в США, где наименее развитая государственная собственность на средства производства и государственное предпринимательство, государству принадлежит главное государственное предприятие по производству и распределению государственной электроэнергии (созданное для сооружения плотин и гидроэлектростанций, а также улучшения условий навигации на реке Тенесси и других целей), местные транспортные системы, ядерные АЭС.

Диалектическое взаимодействие государственного и монополистического капитала в процессе производства в отдельных развитых странах Западной Европы (Франции, Австрии и др.) проявляется, в частности, в том, что лучше организованные работники в государственном секторе первыми добиваются сокращения продолжительности рабочего дня, увеличения оплачиваемых отпусков, снижения интенсивности труда, а следовательно, они распространяются и на наемных работников монополизированных предприятий.

Персонификатором государственно-монополистического капитала в сфере непосредственного производства являются в основном менеджеры высшего и частично среднего звена, которые осуществляют контроль над процессом наемного труда экономическими, правовыми и административными рычагами, а со стороны наемных работников – профсоюзные организации. Правовое выражение трудовых отношений в этой сфере – заключение коллективных договоров. В то же время в развитых странах мира происходит процесс частичной социализации управленческих отношений, что проявляется в усилении гуманистических тенденций в менеджменте (учете растущих потребностей лиц наемного труда в форме внедрения автономных бригад, привлечении работников к управлению производством в крупных компаниях, особенно в Германии), в ориентации на человека, его современные качества и черты, ценности и пр.

Реализации основной цели государственно-монополистического капитала – производству большей добавочной стоимости и присвоению государственно-монополистической прибыли – способствуют соответствующие технико-экономические отношения (специализация, кооперирование, обмен деятельностью между государственными и монополистическими предприятиями и т.п.), организационно-экономические отношения (менеджмент, маркетинг и др.), адекватный хозяйственный механизм, в котором рационально сочетаются рыночные рычаги саморегулирования экономики с монополистической организованностью и планомерностью и государственным регулированием экономики. Этому способствуют, в частности, составление пятилетних планов развития народного хозяйства и комплекс мероприятий по их выполнению (во Франции в 1993-98 гг. правительство пыталось реализовать одиннадцатый пятилетний план), программирование и прогнозирование экономики на долгосрочный период.

В сфере обмена процесс сращивания двух форм капитала и формирования и развития государственно-монополистического капитала происходит после выкупа монополиями государственных, в основном рентабельных предприятий по заниженным (демпинговым) ценам и выкупа крупных базовых предприятий, находившихся в собственности монополий, по завышенным ценам, установление монопольно высоких цен на товары и услуги, которые покупают государственные предприятия у монополий, и монопольно низких цен на товары и услуги, продаваемые государственными компаниями негосударственным монополиям.

Поскольку государство является заказчиком и покупателем значительной части продукции (сумма лишь федеральных контрактов США ежегодно составляет свыше 200 млрд. долл.), то принципиально новыми категориями, которые отражают развитие и функционирование государственно-монополистического капитала в сфере обращения, является государственный контракт, гарантированный платежеспособный спрос, лимитированная цена (по которой государство гарантирует производителям закупку определенного вида товаров или услуг в течение определенного периода) и др. Наиболее полно процесс сращивания государственного и монополистического капитала в этой сфере осуществляется во время заключения военных контрактов. Так, в США почти 20 самых мощных военно-промышленных концернов получали во второй половине 90-х гг. XX в. до 70% первоначальных контрактов. Государство и монополии имеют огромные прибыли, прежде всего, благодаря экспорту на мировой рынок значительного количества оружия (в 1996 г. доля государства в мировом экспорте оружия превышала 50%). В то же время ряд традиционных для предыдущих форм капитала понятий (основной капитал, оборотный капитал, оборот капитала, кругооборот капитала и т.п.) в процессе функционирования смешанных предприятий акционерного типа (создаются монополиями и государством) наполняются государственно-монополистическим содержанием.

Определенной демократизации процесса сращивания двух форм капитала в сфере обращения (а косвенно – и в сфере непосредственного производства) способствует антимонопольная деятельность государства. В частности, закон Шермана в США запрещает создавать монополии, которые ограничивают торговлю с другими штатами и государствами, а также искусственное завышение цен, групповой бойкот. Закон Клейтона запрещает ограничение цен, которое приводит к разорению конкурентов, запрещает занятие должности директора в двух конкурирующих олигополиях и т.д. Благодаря этим мерам и антитрестовскому законодательству государственно-монополистический капитал в определенной степени усиливает движущие силы развития экономической системы, что является фактором определенного прогресса производительных сил, а следовательно, помогает частично выполнять роль социально-экономической формы технологического способа производства. Без этого, а также без государственного регулирования экономики проблемным становится существование самого капиталистического способа производства.

В сфере распределения сращивание монополистического и государственного капиталов осуществляется, прежде всего, в процессе огосударствления национального дохода, который предусматривает, с одной стороны, изъятие налогов из прибыли монополий, а с другой – выполнение государством экономических функций, осуществление кредитной, инвестиционной, научной, промышленной, амортизационной политики (в основе которых – определенные расходы из государственного бюджета), что приносит прямую и косвенную выгоду государственно-финансовой олигархии. В процессе изъятия налогов из прибыли монополий сочетание интересов финансовой олигархии и высших чиновников государственного аппарата (прежде всего, законодательных органов) проявляется в том, что союзы предпринимателей принимают соответствующие законопроекты и лоббируют их утверждение в парламенте, опираясь на концепции тех экономистов, которые защищают интересы крупного капитала. Так, представитель концепции «экономики предложения» А. Лаффер в 70-х гг. XX в. высказал идею, что снижение ставок налога на прибыль даст возможность сохранить и даже увеличить налоговые поступления из прибылей. Учитывая это, администрация Р. Рейгана сократила максимальную ставку налога с прибыли с 46 до 34%; правительство М. Тэтчер – с 52 до 33%, во Франции – с 50 до 34%. Вследствие этого, а также из-за роста индивидуального подоходного налога и налогов на социальное страхование доля налогов с доходов корпораций в общей сумме налоговых поступлений сократилась в США и Великобритании до 7%, во Франции – до 3,4%. Самые высокие ставки налогообложения прибыли в 1992-96 гг. были в ФРГ – около 58% на нераспределенную прибыль и свыше 44% на прибыль, распределяемую на дивиденды. С целью унификации налогов в странах ЕС предполагается ввести минимальную ставку налога на корпорации в размере 30%, максимальную – 40% (в т.ч. местные налоги на предпринимательский доход).

Налоговая система имеет государственно-монополистический характер и при отсутствии высокой степени прогрессивности индивидуального подоходного налога. Так, в США ставка налогообложения верхнего слоя монополистической буржуазии лишь незначительно отличается от налогообложения школьных учителей, среднего медперсонала и т.д.

Процесс сращивания двух форм капитала, а следовательно, значительное совпадение интересов государственно-финансовой олигархии в сфере распределения, еще больше усиливается в случае предоставления многочисленных льгот крупному капиталу. Так, из-за ускоренной амортизации основного капитала возрастает величина амортизационных расходов, но их относят к издержкам производства и высчитывают из налогооблагаемой прибыли. Широко практикуется предоставление налоговых льгот для стимулирования инвестиций в экономику страны. Исходя, прежде всего, из интересов государственно-монополистического капитала, соответствующие льготы и более низкие (по сравнению с монополиями) налоговые ставки устанавливаются для малого и среднего бизнеса. Предоставление таких льгот обусловлено также общими интересами и потребностями класса капиталистов (значением малых предприятий в экономике страны) и свидетельствует о процессе сращивания могучей силы государства с мощной силой капитализма. В зависимости от уровня социализации экономических систем отдельных развитых стран мира некоторые налоговые льготы могут предоставляться народным предприятиям, кооперативам.

В значительно меньшей степени косвенно интересы государственного и монополистического капиталов сочетаются в случае осуществления государственных расходов, в частности на социальные цели. Исключением являются государства, которые прошли значительный путь социализации экономической системы. Так, в Швеции расходы на социальное обеспечение составили в начале 90-х гг. XX в. более 35% ВВП и были самыми высокими в мире. Средняя величина основной пенсии, выплачиваемой каждому пенсионеру, - до 3900 долл. в год, оплачиваемый семейный отпуск – 30 дней в размере 25-100% основной заработной платы, пособие по безработице выплачивается в течение 300 дней для работников моложе 55 лет и 450 дней для лиц 55 лет и более, причем величина выплат составляет 90% ежедневной заработной платы работника. В то же время в этой стране самый высокий в мире уровень налогообложения (в начале 90-х налоги составляли почти 53% ВВП).

Новыми экономическими категориями, которые отражают этот процесс, является налог на прибыль (например, в США в начале XX в. такого налога не существовало), бюджетная и налоговая системы, трансфертные платежи, социальные расходы государства, огосударствление национального дохода, государство-кредитор, социальная политика и др. В то же время ряд традиционных категорий, отражающих сферу распределения (распределение средств производства, заработная плата, прибыль, перераспределение, государственные доходы и расходы, прямые и косвенные налоги и т.п.), наполняется государственно-монополистическим содержанием. В сфере потребления новыми категориями, которые косвенно отражают сращивание государственного и монополистического капитала, является государственное потребление, экологическая защита и др.

В рамках государственно-монополистического капитала происходит процесс постепенной диалектического отрицания государственным капиталом монополистического (государственный капитал, с одной стороны, наследует положительные черты монополий в целом и монополистического капитала, в частности). К таким чертам относят способность полнее (по сравнению с индивидуальным капиталом) развивать систему производительных сил (в т.ч. основную производительную силу – прежде всего, человека-работника и частично человека-собственника, науку, в том числе опытно-конструкторские разработки, использовать достижения научно-технической и информационной революции, внедрять новейшие технологии и т.д.), технико-экономические отношения на национальном и интернациональном уровнях (особенно различные формы специализации и кооперирования производства), организационно-экономические отношения (менеджмент, маркетинг и др.), значительно расширять масштабы организованности и планомерности, то есть ослаблять недостатки механизма свободной рыночной экономики и т.д.

Наиболее полно процесс наследования государством отдельных черт и качеств монополий проявляется в существовании государственных монополий (так называемых «естественных монополий»). В то же время государственный капитал расширяет, дополняет эти черты, что воплощается в выполняемых государством социально-экономических функциях, и означает частичное отрицание монополистического капитала. Наиболее полно такое отрицание проявляется в постепенном росте доли огосударствленного национального дохода, в превосходящем влиянии государства на развитие основной производительной силы (человека), фундаментальных научных исследований, в преобразовании государственного регулирования на доминирующий элемент хозяйственного механизма, в частности в воздействии государства на ослабление циклического характера производства и уменьшение глубины экономических и экологических кризисов, решении в определенной степени энергетической проблемы и преодолении основных недостатков рыночной экономики. В то же время усиление роли государственного капитала и государственной собственности имеет определенные объективные пределы, в основе которых – потребности развития производительных сил, необходимость для этого плюрализма форм собственности, наличие контртенденций в процессе действия закона огосударствление экономики, закона интернационализации технологического способа производства (предопределяют усиление роли интернациональных форм капитала, прежде всего, интегрированной капиталистической собственности) и другие факторы.

Отчеты по крупнейшим российским компаниям

Финансовый анализ коммерческой организации

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.